Статья 1. Правовая основа противодействия коррупции
Настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений на территории Кировской области.
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти Кировской области и муниципальные правовые акты, изданные (принятые) в муниципальных образованиях Кировской области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) коррупция (действие или бездействие):
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящей части, от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Кировской области, а также институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
3) утратил силу. - Закон Кировской области от 04.05.2012 N 146-ЗО;
4) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка, прогноз коррупциогенных факторов, а также реализации антикоррупционных мер;
5) антикоррупционная экспертиза - деятельность по выявлению в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов в целях их последующего устранения;
6) коррупциогенные факторы - положения нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона
Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, безопасности государства при осуществлении полномочий органами государственной власти и местного самоуправления Кировской области и их должностными лицами путем создания условий для предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранения их последствий и наказания виновных.
Целями настоящего Закона являются снижение уровня коррупции, обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, повышение авторитета власти путем реализации следующих задач:
Противодействие коррупции основывается на следующих принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество Кировской области как субъекта Российской Федерации с институтами гражданского общества и физическими лицами;
8) недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и реализации антикоррупционных мер на территории области;
9) приоритет защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, предупреждения и ликвидации последствий, вызываемых коррупцией.
Статья 5. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный указом Губернатора Кировской области или муниципальным правовым актом, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении него иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти и органов местного самоуправления Кировской области правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и депутатского контроля за соблюдением законодательства Кировской области о противодействии коррупции;
7) принятие и реализация антикоррупционных программ;
8) рассмотрение в органах государственной власти и органах местного самоуправления Кировской области не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Статья 6. Основные направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Кировской области по повышению эффективности противодействия коррупции
Основными направлениями деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) участие в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) использование созданных в Российской Федерации механизмов взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов и органов местного самоуправления Кировской области, реализация механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) реализация установленных для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Кировской области;
7) обеспечение независимости средств массовой информации;
8) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
9) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в Кировской области;
10) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
11) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
12) обеспечение контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
13) иные направления деятельности, определенные федеральным законодательством.
Статья 7. Приоритетные сферы противодействия коррупции
К приоритетным сферам противодействия коррупции относятся:
Антикоррупционные программы принимаются в Кировской области Правительством Кировской области и органами местного самоуправления.
Антикоррупционные программы представляют собой комплекс мероприятий, направленных на согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных мер по противодействию коррупции в Кировской области. Антикоррупционные программы должны также содержать антикоррупционный мониторинг, антикоррупционные образование и пропаганду.
Статья 9. Система субъектов, участвующих в борьбе с коррупцией
В систему субъектов, участвующих в борьбе с коррупцией, входят органы, управомоченные:
Предупреждение коррупционных правонарушений является обязанностью всех органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц, организаций всех форм собственности.
Статья 10. Утратила силу. - Закон Кировской области от 05.11.2015 N 587-ЗО.
Статья 11. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Антикоррупционной экспертизе подлежат все проекты законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области и органов местного самоуправления.
3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, регулирующими вопросы проведения антикоррупционной экспертизы, в порядке, устанавливаемом органами государственной власти Кировской области, органами местного самоуправления Кировской области, принимающими (издающими) нормативные правовые акты.
4. Принятые законы направляются в прокуратуру области администрацией Губернатора и Правительства Кировской области в течение 7 дней после подписания Губернатором области, иные нормативные правовые акты органов государственной власти области - в течение 7 дней после их принятия.
Статья 12. Уполномоченный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений
1. Правительство Кировской области определяет уполномоченный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Кировской области (далее - уполномоченный орган).
2. Основными задачами уполномоченного органа являются:
1) формирование у лиц, замещающих государственные должности Кировской области, государственных гражданских служащих Кировской области, муниципальных служащих и граждан нетерпимости к коррупционному поведению;
2) профилактика коррупционных правонарушений в Правительстве Кировской области, органах исполнительной власти Кировской области, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти Кировской области;
3) осуществление контроля за соблюдением лицами, замещающими государственные должности Кировской области в органах исполнительной власти Кировской области, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и государственными гражданскими служащими Кировской области, замещающими должности государственной гражданской службы Кировской области в администрации Губернатора и Правительства Кировской области, а также должности государственной гражданской службы Кировской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Кировской области, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
4) обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контроле за расходами, а также иных антикоррупционных норм лицами, замещающими государственные должности Кировской области в органах исполнительной власти Кировской области, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и государственными гражданскими служащими Кировской области, замещающими должности государственной гражданской службы Кировской области в администрации Губернатора и Правительства Кировской области, а также должности государственной гражданской службы Кировской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Кировской области.
Статья 13. Финансирование деятельности по противодействию коррупции в Кировской области
Финансирование расходов, связанных с реализацией деятельности по противодействию коррупции, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Статья 14. Обязанности, запреты, ограничения государственных и муниципальных служащих
Лица, замещающие государственные должности Кировской области, государственные гражданские служащие Кировской области, муниципальные служащие, главы муниципальных образований, главы местных администраций, депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов местного самоуправления Кировской области должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, установленные федеральным законодательством.
Статья 14.1. Обязанность государственных органов, органов местного самоуправления
Государственные органы Кировской области, органы местного самоуправления Кировской области, а также их должностные лица обеспечивают исполнение требований, установленных пунктом 4.1 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Статьи 14.2 - 14.4. Утратили силу. - Закон Кировской области от 09.07.2019 N 274-ЗО.
Статья 14.5. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего государственную должность Кировской области
Гражданин, замещавший государственную должность Кировской области (за исключением должности мирового судьи), в течение двух лет со дня освобождения от указанной должности имеет право замещать должность в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнять в такой организации работы (оказывать такой организации услуги) на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, с согласия комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Кировской области.
Статья 15. Утратила силу. - Закон Кировской области от 29.09.2009 N 421-ЗО.
Статья 16. Конфликт интересов
1. Под конфликтом интересов в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Статья 16 . Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
1. Лицо, указанное в части 1 статьи 16 настоящего Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
2. Лицо, указанное в части 1 статьи 16 настоящего Закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
3. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 16 настоящего Закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 16 настоящего Закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 16 настоящего Закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 16 настоящего Закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 16 настоящего Закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
Статьи 17 - 19. Утратили силу. - Закон Кировской области от 29.09.2009 N 421-ЗО.
Статья 20. Ответственность физических, юридических лиц в сфере противодействия коррупции
Физические и юридические лица несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Кировской области Н.Ю.БЕЛЫХ