1. Утвердить Положение об антимонопольном комплаенсе в министерстве здравоохранения Кировской области согласно приложению.
2. Возложить на общественный совет министерства здравоохранения Кировской области функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.
3. Определить ответственными за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного комплаенса:
3.1. Отдел экономики, прогнозирование и реализации территориальных программ.
3.2. Отдел бухгалтерского учета и ревизий.
3.3. Отдел правовой и кадровой работы.
3.4. Отдел по организации медицинской и высокотехнологической помощи.
3.5. Отдел лекарственного обеспечения.
3.6. Отдел по развитию медицинской помощи детям и службы родовспоможения.
3.7. Отдел материально-ресурсного обеспечения.
3.8. Отдел лицензирования и аттестации.
3.9. Отдел мобилизационной подготовки.
4. Руководителям структурных подразделений министерства здравоохранения Кировской области организовать работу в возглавляемых структурных подразделениях министерства в соответствии с Положением об антимонопольном комплаенсе в министерстве здравоохранения Кировской области.
5. Отделу правовой и кадровой работы министерства здравоохранения Кировской области обеспечить ознакомление государственных гражданских служащих с настоящим распоряжением.
6. Специалисту КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр, центр общественного здоровья и медицинской профилактики» Казанцевой О.Н. разместить распоряжение на официальном сайте министерства здравоохранения Кировской области (www.medkirov.ru).
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
8. Признать утратившими силу распоряжения министерства здравоохранения Кировской области
8.1. от 18.04.2019 № 258 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве здравоохранения Кировской области»;
8.2. от 20.09.2019 № 619 «О внесении изменений в распоряжение министерства здравоохранения Кировской области от 18.04.2019 № 258»;
8.3. от 19.01.2024 № 16 «О внесении изменения в распоряжение министерства здравоохранения Кировской области от 18.04.2019 № 258 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве здравоохранения Кировской области».
Министр Е.Э. Видякина
1.1. Положение об антимонопольном комплаенсе в министерстве здравоохранения Кировской области (далее – Положение) разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р, утвердившего методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – методические рекомендации) и определяет систему мероприятий и процедур, разработанных и применяемых министерством здравоохранения Кировской области (далее – министерство) для целей обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и предупреждению его нарушений.
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
1.3. Цель антимонопольного комплаенса:
1.3.1. Обеспечение соответствия деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства.
1.3.2. Профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
1.4. Задачи антимонопольного коплаенса:
1.4.1. Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства.
1.4.2. Управление рисками нарушения антимонопольного законодательства.
1.4.3. Контроль соответствия деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства.
1.4.4. Оценка эффективности функционирования в министерстве антимонопольного законодательства.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
1.5.1. Законность.
1.5.2. Заинтересованность руководства министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.
1.5.3. Регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного комплаенса.
1.5.4. Информационная открытость функционирования в министерстве антимонопольного коплаенса.
1.5.5. Непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве.
1.5.6. Совершенствование антимонопольного комплаенса.
1.6. Требования настоящего Положения применяются в отношении всех государственных гражданских служащих министерства.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется министром здравоохранения Кировской области (далее – министр), который:
2.1.1. Вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса.
2.1.2. Применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими министерства акта об антимонопольном комплаенсе.
2.1.3. Рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
2.1.4. Осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
2.2. Функции уполномоченного подразделения министерства по организации и функционированию антимонопольного комплаенса распределяются между всеми подразделениями министерства в соответствии с компетенцией.
2.3. Отдел правовой и кадровой работы министерства в рамках компетенции осуществляет следующие функции уполномоченного подразделения:
2.3.1. Подготовка и представление министру проектов правовых актов министерства, регламентирующих функционирование антимонопольного комплаенса.
2.3.2. Выявление комплаенс-рисков с учетом показателей, предусмотренных пунктом 20 методических рекомендаций, подготовка проекта перечня выявленных комплаенс-рисков и мероприятий по их снижению в министерстве.
2.3.3. Представление в отдел экономики, прогнозирования и реализации территориальных программ сведений для расчета ключевых показателей эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса (далее – ключевые показатели).
2.3.4. Консультирование государственных гражданских служащих по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом.
2.3.5. Проведение на регулярной основе оценки исполнения утвержденных мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
2.3.6. Взаимодействие с антимонопольным органом и организации содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками и привлечения к ответственности.
2.3.7. Выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих и структурных подразделений министерства, разработка предложений по их исключению.
2.3.8. Информирование министра о внутренних документах министерства, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.
2.3.9. Ознакомление с настоящим положением граждан Российской Федерации, поступающих на государственную гражданскую службу.
2.3.10. Организация в порядке, установленном законодательством, обучения государственных гражданских служащих в сфере антимонопольного комплаенса.
2.3.11. Подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе.
2.4. Отдел экономики, прогнозирование и реализации территориальных программ в рамках компетенции осуществляет следующие функции уполномоченного подразделения:
2.4.1. Выявление комплаенс-рисков с учетом показателей, предусмотренных пунктом 20 методических рекомендаций, подготовка информации о комплаенс-рисках по результатам отчетного года и представление ее в отдел правовой и кадровой работы министерства.
2.4.2. Проведение оценки достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в министерстве (не реже одного раза в год).
2.4.3. Проведение на регулярной основе оценки исполнения утвержденных мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
2.4.4. Информирование министра о внутренних документах министерства, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.
2.4.5. Консультирование государственных гражданских служащих министерства по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и антимонопольным комплаенсом.
2.5. Руководитель контрактной службы министерства в рамках компетенции осуществляет следующие функции уполномоченного подразделения:
2.5.1. Взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми ими проверками.
2.5.2. Выявление комплаенс-рисков с учетом показателей, предусмотренных пунктом 20 методических рекомендаций, подготовка информации о комплаенс-рисках по результатам отчетного года и представление ее в отдел правовой и кадровой работы министерства.
2.5.3. Представление в отдел экономики, прогнозирования и реализации территориальных программ сведений для расчета ключевых показателей.
2.5.4. Информирование министра о внутренних документах министерства, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.
2.5.5. Консультирование государственных гражданских служащих министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом.
2.6. Иные структурные подразделения министерства (отдел бухгалтерского учета и ревизий, отдел по организации медицинской и высокотехнологической помощи, отдел лекарственного обеспечения, отдел по развитию медицинской помощи детям и службы родовспоможения, отдел материально-ресурсного обеспечения, отдел лицензирования и аттестации, отдел мобилизационной подготовки) в рамках компетенции осуществляют следующие функции уполномоченного подразделения:
2.6.1. Выявление комплаенс-рисков с учетом показателей, предусмотренных пунктом 20 методических рекомендаций, подготовка информации о комплаенс-рисках по результатам отчетного года и представление ее отдел правовой и кадровой работы министерства;
2.6.2. Представление в отдел экономики, прогнозирования и реализации территориальных программ сведений для расчета ключевых показателей;
2.6.3. Информирование министра о внутренних документах министерства, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
2.6.4. Консультирование государственных гражданских служащих по вопросам, связанных с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом.
2.7. Оценку эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган - общественный совет при министерстве (далее – Совет).
К функциям Совета относится:
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства отдел правовой и кадровой работы министерства проводит следующие мероприятия:
3.1.1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности министерства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
3.1.2. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов министерства.
3.1.3. Мониторинг и анализ практики применения министерством антимонопольного законодательства.
3.1.4. Проведение ежегодной оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением министерства ежегодного анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
3.2.1. Осуществление сбора в подразделениях министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства.
3.2.2. Составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности министерства сведения о выявленных за последние три года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению), информацию о нарушении (указание на конкретную норму антимонопольного законодательства, которая нарушена, а также краткое изложение сути нарушения с указанием последствий таких нарушений антимонопольного законодательства и результаты рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных на недопущение повторного нарушения.
3.3. При проведении анализа нормативных правовых актов министерства осуществляется уполномоченным структурным подразделением посредством реализации следующих мероприятий:
3.3.1. Разработка и обеспечение размещения на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов министерства в сфере применения настоящего Положения с приложением текстов таких нормативных правовых актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне.
3.3.2. Обеспечение размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
Сбор замечаний и предложений проводится в срок не менее 30 календарных дней со дня размещения уведомления.
3.3.3. Осуществление сбора и проведение анализа предоставленных замечаний и предложений организаций и граждан.
В течение 10 рабочих дней уполномоченное структурное подразделение рассматривает поступившие предложения и замечания от организаций и граждан, составляет сводный отчет с информацией о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты министерства и предоставляет его министру.
3.3.4. При принятии министром решения о необходимости внесения в нормативные правовые акты предлагаемых изменений, структурное подразделение, являющееся разработчиком, вносит соответствующие изменения в нормативные правовые акты.
3.4. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов министерства осуществляется уполномоченным структурным подразделением посредством реализации следующих мероприятий:
3.4.1. Размещение на официальном сайте проекта нормативного правового акта с обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию.
3.4.2. Обеспечение размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
Сбор замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта проводится в течение 5 рабочих дней со дня размещения уведомления.
3.4.3. Осуществление сбора и проведение анализа предоставленных замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
Не позднее 2 рабочих дней с момента окончания сбора предложений и замечаний по проекту нормативного правового акта уполномоченное структурное подразделение направляет структурному подразделению, являющемуся разработчиком, поступившие замечания и предложения организаций и граждан.
По результатам рассмотрения замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта разработчик при необходимости дорабатывает проект нормативного правового акта или отказывается от введения предлагаемого правового регулирования.
3.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения министерством антимонопольного законодательства осуществляется уполномоченным структурным подразделением посредством реализации следующих мероприятий:
3.5.1. Осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в министерстве.
3.5.2. Подготовка аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в министерстве.
3.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
3.6.1. Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства по развитию конкуренции.
3.6.2. Выдача предупреждения.
3.6.3. Выдача предупреждения и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
3.6.4. Привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.7. Распределение выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р.
3.8. В случае если в ходе выявления и оценки рисков уполномоченным структурным подразделением обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении гражданским служащим министерства должностных обязанностей, то в отношении данного гражданского служащего проводится проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
3.9. Выявленные риски отражаются в карте комплаенс-рисков министерства, структурированные по уровню и направлениям деятельности.
В комплаенс-риски включаются:
3.9.1. Выявленные риски (их описание).
3.9.2. Описание причин возникновения рисков.
3.9.3. Описание условий возникновения рисков.
3.9.4. Мероприятия по минимизации и (или) устранению рисков с описанием конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию рисков и устранение рисков, с указанием ответственного лица (структурного подразделения министерства) и сроками исполнения мероприятий.
3.10. Карта комплаенс-рисков министерства составляется не реже одного раза в год, утверждается министром (лицом, исполняющим обязанности министра) и размещается на официальном сайте.
3.11. Информация о проведении выявления и оценки рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями министерства в части своей компетенции разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (план мероприятий).
4.2. Уполномоченное структурное подразделение совместно со структурными подразделениями министерства осуществляют мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Организация обучения государственных гражданских служащих и работников министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
5.1. Министерство организует систематическое обучение государственных гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
5.1.1. Вводный (первичный) инструктаж.
5.1.2. Целевой (внеплановый) инструктаж.
5.1.3. Повышение квалификации.
5.1.4. Плановая аттестация.
5.2. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при поступлении (приеме) государственных гражданских служащих министерства на государственную гражданскую службу, в том числе при переводе государственного гражданского служащего на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
5.3. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения и при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным структурным подразделением признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
5.4. Организация повышения квалификации государственных гражданских служащих в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Организация проведения аттестации государственных гражданских служащих, в том числе по вопросам антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Оценка эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса
6.1. В целях оценки эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели.
6.2. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р и приказом Федеральной антимонопольной службы России от 27.12.2022 № 1034/22 «Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса».
6.3. Уполномоченное структурное подразделение ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса.
6.4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Доклад об антимонопольном комплаенсе
7.1. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется отделом правовой и кадровой работы министерства на подпись министру, а подписанный министром проект доклада представляется на утверждение Совета ежегодно в следующем порядке и сроки.
7.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
7.2.1. О результатах проведенной оценки комплаенс-рисков.
7.2.2. Об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
7.2.3. О достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
7.2.4. О проведении ознакомления государственных гражданских служащих министерства с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.
7.3. Утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе проводится не позднее 31 декабря каждого года.
7.4. Утвержденный Советом доклад об антимонопольном комплаенсе размещается на официальном сайте в течение месяца с момента его утверждения.
8. Ответственность
8.1. Государственные гражданские служащие министерства несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение настоящего Положения, а также правовых актов министерства, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса