Дата и номер правового акта о проведении проверки: распоряжение департамента здравоохранения Кировской области № 522 от 25.07.2014.
Основания, цели и сроки осуществления проверки:
плановая проверка, в рамках ведомственного контроля, проводимая в соответствии с приказом главы департамента здравоохранения Кировской области от 17.04.2014 № 39; соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кировской области о контрактной системе в сфере закупок; с 28.07.2014 по 26.08.2014.
Период проведения проверки: с 01.01.2014 по 26.08.2014.
Фамилия, имя, отчество, наименование должности членов инспекции, проводивших проверку:
Бондарев Александр Михайлович, заместитель главы департамента здравоохранения Кировской области – руководитель инспекции;
Дуркина Елена Николаевна, начальник отдела правовой и кадровой работы департамента здравоохранения Кировской области;
Русакова Мария Петровна, консультант отдела экономики и прогнозирования департамента здравоохранения Кировской области;
В качестве экспертов, к работе инспекции привлечены:
Минчаков Дмитрий Сергеевич, начальник отдела по размещению государственного заказа КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»;
Шевелев Сергей Николаевич, юрисконсульт отдела по размещению государственного заказа КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр».
Наименование, адрес местонахождения подведомственного заказчика, в отношении закупок которого принято решение о проведении проверки: КОГБУЗ «Орловская центральная районная больница» 612270, Кировская область, г. Орлов, ул. Ленина, 124 а.
Проверка проведена выборочным способом.
Проверкой установлено следующее:
1. Закупки товаров, работ услуг для нужд учреждения осуществляются за счет средств от приносящей доход деятельности и средств бюджетов территориальных внебюджетных фондов (фонда обязательного медицинского страхования).
В 2014 году средства государственных программ (ведомственных целевых программ) для приобретения товаров, работ, услуг, не предоставлялись.
2. В соответствии с ч.2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий).
Приказом главного врача от 04.03.2014 № 17/1 контрактным управляющим назначен Лоскутов Дмитрий Михайлович.
3. Осуществление закупок в учреждении, преимущественно, проводятся не конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - в соответствии с п. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Осуществление закупок подобным образом противоречит задачам определённым постановлением Правительства Кировской области от 30.08.2011 № 118/416 «О мерах по повышению ответственности государственных заказчиков Кировской области, государственных областных бюджетных учреждений при размещении заказов и исполнении заключенных государственных контрактов (гражданско-правовых договоров государственных областных бюджетных учреждений)» (далее – Постановление), а именно осуществление закупок способом электронного аукциона.
4. При заключении договоров в соответствии с п. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в учреждении допускается нарушение требований п. 3 ст.455 ГК РФ, п.1 ст. 456 ГК РФ. Договоры не содержат таких существенных условий, как цена, ассортимент, количество и качество поставляемых товаров (договор № 6 от 03.07.2014).
В соответствии с п. 3, 4 ст. 93, п. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (в редакции до 04.06.2014) заказчики обязаны:
- в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
- при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) составлять расчет и обоснование цены контракта;
- результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражать в отчете, размещаемом в единой информационной системе.
Однако, по договорам заключенным до 04.06.2014, отчет, обоснование и расчет цены, отчет об исполнении, в ходе проверки не предоставлены.
5. В соответствии с п. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов.
В соответствии с п. 5-7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ в случае привлечения к привлечения к приемке товаров экспертов, экспертных организаций, результаты такой приемки оформляются в виде в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае создания заказчиком приемочной комиссии и проведения экспертизы поставляемых товаров своими силами, результаты такой приемки отражаются в документах о приемке.
Однако, в документах о приемке товаров по контрактам заключенным, как по результатам закупок конкурентными способами, так и путем заключения контрактов с единственным поставщиком, отсутствует информация о проведении экспертизы.
Документов подтверждающих проведение экспертизы товаров, поставляемых по контрактам, на момент проведения проверки комиссии не представлено.
6. В соответствии со ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа и пени устанавливаются в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Порядок), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».
При заключении контракта на основании п.4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ требование об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, заказчиком могут не применяться.
В договорах подряда от 09.07.2014 № 158, от 16.06.2014 № б/н предусмотрена ответственность сторон за нарушение условий договора. В нарушение Порядка, размер штрафных санкций определяется с нарушением действующего законодательства.
7. При проверке осуществления закупки способом запроса котировок № 0340300040914000009 установлено следующее.
7.1. В соответствии с п. 2, 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии. Так же при создании определяется вид комиссии конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии.
Приказом главного врача КОГБУЗ «Орловская центральная районная больница» от 04.03.2014 № 44/2 создана аукционная комиссия КОГБУЗ «Орловская центральная районная больница».
Локальных нормативных актов учреждения регламентирующих состав и порядок работы иных комиссий по осуществлению закупок не представлено.
7.2. В соответствии с п.1 ч.1 ст.73 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о требованиях, предъявляемых к участникам запроса котировок, предусмотренные п.1 ч.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
В извещении о проведении запроса котировок № 0340300040914000009 в нарушение законодательства данные требования не установлены.
7.3. В соответствии с ч.1 ст. 74 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
Извещение о проведении запроса котировок опубликовано 18.04.2014, дата и время начала подачи заявок – 17.04.2014, дата и время окончания подачи заявок – 25.04.2014.
Время начала подачи заявок установлено до момента размещения в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок. В нарушение указанной статьи срок размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок нарушен на 3 рабочих дня.
7.4. Согласно ч.2 ст.77 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
В нарушение указанной статьи в извещении о проведении запроса котировок форма котировочной заявки установлена только в виде электронного документа.
7.5. В соответствии с ч.5. ст. 78 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, на момент проведения проверки комиссии не представлено.
7.6. В соответствии с ч.8. ст. 78 Закона № 44-ФЗ результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе.
По результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок оформлен протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0340300040914000009 от 28.04.2014, однако, в нарушение указанной статьи протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок не опубликован.
7.7. В соответствии с ч.13 ст.78 Закона № 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0340300040914000009 подписан всеми членами котировочной комиссии 28.04.2014.
В соответствии с ч. 8. ст. 78 Закона № 44-ФЗ протокол в день его подписания размещается в единой информационной системе, т.е. первый день для подписания контракта устанавливается на 07.05.2014.
Договор № 0340300040914000009 на поставку продукции нефтеперерабатывающей промышленности заключен 05.05.2014, т.е. ранее срока, установленного законом.
7.8. В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
Договором № 0340300040914000009 на поставку продукции нефтеперерабатывающей промышленности предусмотрено обеспечение исполнения контракта в размере 16061,10 рублей. Контракт заключен 05.05.2014, однако, обеспечение исполнения контракта перечислено только 08.05.2014 (платежное поручение № 198 от 08.05.2014), т.е. после заключения контракта.
8. В соответствии с п.1 Порядка согласования департаментом здравоохранения Кировской области заявок на проведение закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг подведомственных областных учреждений здравоохранения, утвержденного распоряжением департамента здравоохранения Кировской области от 28.02.2014 № 132 «О контрактной службе департамента здравоохранения Кировской области» порядок согласования департаментом здравоохранения Кировской области заявок на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг подведомственных областных государственных бюджетных учреждений (далее - Порядок согласования) определяет механизм прохождения в департаменте здравоохранения заявки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг подведомственного бюджетного учреждения.
Подведомственные учреждения направляют на согласование в департамент здравоохранения Кировской области документы в электронном виде путем вложения файлов в ресурс «Движение заявки 1.0» в системе Lotus Notes.
После согласования заявки на закупку распечатывают из ресурса «Движение заявок 1.0» системы Lotus Notes и направляют в департамент здравоохранения для подписания главы департамента здравоохранения Кировской области.
Заявки на закупку, подписанные главой департамента здравоохранения, на момент проведения проверки комиссии не представлены.
Выводы инспекции.
1. В ходе проверки выявлены нарушения требований федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Гражданского кодекса Российской Федерации, требований постановления Правительства Кировской области от 30.08.2011 № 118/416 «О мерах по повышению ответственности государственных заказчиков Кировской области, государственных областных бюджетных учреждений при размещении заказов и исполнении заключенных государственных контрактов (гражданско-правовых договоров государственных областных бюджетных учреждений)», распоряжения департамента здравоохранения Кировской области от 28.02.2014 № 132 «О контрактной службе департамента здравоохранения Кировской области»;
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ответственных работников учреждения.
3. Копию акта проверки направить в департамент финансов Кировской области.
Заместитель главы департамента здравоохранения Кировской области | ![]() | А.М.Бондарев |
Начальник отдела правовой и кадровой работы департамента здравоохранения Кировской области | ![]() | Е.Н.Дуркина |
Консультант отдела экономики и прогнозирования департамента здравоохранения Кировской области; | ![]() | М.П. Русакова |
Начальник отдела по размещению государственного заказа КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» | ![]() | Д.С. Минчаков |
Юрисконсульт отдела по размещению государственного заказа КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр». | ![]() | С.Н. Шевелев |