участвующим в реализации программы
модернизации здравоохранения Кировской области
В связи с многочисленными обращениями учреждений здравоохранения по вопросам реализации мероприятий по внедрению стандартов, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках программы модернизации здравоохранения Кировской области разъясняем:
Распоряжением департамента здравоохранения Кировской области от 28.04.2011 № 259 (далее – Распоряжение) утверждена Методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (далее – Методика оценки деятельности), которая разработана с целью введения ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь (далее – специалисты), повышения уровня и качества оказания медицинской помощи, включая профилактику и предупреждение заболеваемости.
Обращаем ваше внимание, что осуществление выплат стимулирующего характера специалистам без оценки эффективности их деятельности не допускается! Для оценки деятельности отдельных специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, медицинской организацией могут устанавливаться дополнительные критерии, оценивающие качество и доступность амбулаторной медицинской помощи.
Размер выплат стимулирующего характера для специалистов определяется медицинской организацией самостоятельно с учетом объема средств, поступающих в рамках реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи. Медицинская организация вправе устанавливать размер выплат стимулирующего характера отдельно по должностям специалистов. Например, при установлении доплат врачам акушерам-гинекологам следует принимать во внимание уже существующие доплаты в рамках нацпроекта «Здоровье». Указанные выплаты не устанавливаются руководителям медицинских организаций и их заместителям.
Следует учитывать, что в соответствии с Типовой формой дополнительного соглашения к договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденной Распоряжением, медицинская организация обязуется осуществлять за счет указанных средств предоставление стационарной и амбулаторной медицинской помощи с учетом внедрения стандартов ее оказания, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании стационарной и амбулаторной медицинской помощи, обеспечить укомплектованность медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь, ввести ориентированные на результаты деятельности системы оплаты труда в соответствии с Методикой оценки деятельности. В связи с тем, что заведующие поликлиниками (структурными подразделениями) не оказывают амбулаторную медицинскую помощь и не имеют установленной нагрузки по количеству посещений, выплаты им не устанавливаются.
В Перечне должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, утвержденном Распоряжением, определены категории специалистов, которым выплаты стимулирующего характера устанавливаться не должны, а именно: врачи терапевты и педиатры участковые, врачи общей практики, врачи, оказывающие социально-значимую медицинскую помощь, медицинские сестры врачей-терапевтов и педиатров участковых, врачей общей практики, медицинский персонал ФАПов, медицинские сестры работающие с врачами, оказывающими социально-значимую помощь.
Дополнительные стимулирующие выплаты должны устанавливаться тем специалистам с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в оказании амбулаторной медицинской помощи, чью деятельность возможно оценить по предлагаемым или дополнительно установленным медицинской организацией критериям эффективности. Дополнительные критерии могут быть введены, например, для врачей-специалистов консультативных поликлиник, врачей и среднего медицинского персонала параклинических отделений, среднего медицинского персонала, ведущего самостоятельный прием.
Средства на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи направляются как оплата медицинской помощи по дополнительным тарифам и включают в себя расходы на оплату труда с начислениями, лекарственные препараты и расходные материалы, необходимые для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании стационарной и амбулаторной медицинской помощи. Возврат неиспользованных средств, нормативными документами не предусмотрен. Также не введены ограничения по внутренним и внешним совместителям. Неиспользованные средства, в том числе по результатам оценки эффективности могут быть использованы для осуществления дополнительных стимулирующих выплат в следующем месяце, формирования резерва для оплаты отпускных и других случаев сохранения среднего заработка.
Дополнительная оплата медицинскому персоналу параклинических отделений, обслуживающих стационар и поликлинику может устанавливаться как за счет средств на внедрение стандартов, так и средств на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, или обоих направлений.
За счет средств, направляемых на внедрение стандартов медицинской помощи, доплаты могут устанавливаться медицинскому персоналу любых отделений стационара, независимо от случаев оказания медицинской помощи, по которым осуществляется дополнительная оплата.
В медицинской организации должно быть разработано и утверждено положение по использованию средств, направляемых на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, на оплату труда специалистов.
Разработка типового положения по использованию средств, направляемых на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, не планируется, поскольку учесть в одном документе все особенности медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, невозможно.
Еще раз обращаем ваше внимание, что в результате проведения указанных мероприятий повышение оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием должно составить к концу 2012 года не менее 25% по тем категориям работников, которые не получают дополнительные выплаты в рамках национального проекта «Здоровье».
Для реализации медицинскими организациями мероприятий по внедрению стандартов департаментом здравоохранения разрабатывается и в ближайшее время будет утверждена методика оценки деятельности медицинских работников стационарных отделений.
Директор ГНФКУ Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования Н.В. Куликова