Наименование органа исполнительной власти Кировской области, осуществляющего ведомственный контроль в сфере закупок: департамент здравоохранения Кировской области.
Дата и номер правового акта о проведении проверки: распоряжение департамента здравоохранения Кировской области № 313 от 02.04.2015.
Основания, цели и сроки осуществления проверки:
плановая проверка, в рамках ведомственного контроля, проводимая в соответствии с приказом главы департамента здравоохранения Кировской области от 12.02.2015 № 7; соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кировской области о контрактной системе в сфере закупок; с 06.04.2015 по 05.05.2015.
Период проведения проверки: с 01.01.2014 по 05.05.2015.
Фамилия, имя, отчество, наименование должности членов инспекции, проводивших проверку:
Бондарев Александр Михайлович, заместитель главы департамента здравоохранения Кировской области – руководитель инспекции;
Дуркина Елена Николаевна, начальник отдела правовой и кадровой работы департамента здравоохранения Кировской области;
Новоселова Наталья Вадимовна, ведущий консультант отдела экономики и прогнозирования департамента здравоохранения Кировской области;
В качестве экспертов, к работе инспекции привлечены:
Минчаков Дмитрий Сергеевич, начальник отдела по размещению государственного заказа КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»;
Шевелев Сергей Николаевич, юрисконсульт отдела по размещению государственного заказа КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр».
Наименование, адрес местонахождения подведомственного заказчика, в отношении закупок которого принято решение о проведении проверки: КОГКУЗ «Медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» департамента здравоохранения Кировской области» 610004, г.Киров, ул.Большевиков, 55.
Проверка проведена выборочным способом.
Проверкой установлено следующее:
1. Закупки товаров, работ услуг для нужд учреждения осуществляются за счет средств областного бюджета.
В 2014 году КОГКУЗ «Медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» департамента здравоохранения Кировской области» выделены средства областного бюджета в размере 21 695 000 рублей, израсходовано 21 582 834,92 рублей.
В 2015 году КОГКУЗ «Медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» департамента здравоохранения Кировской области» на дату проведения проверки предусмотрено средств в размере 17 263 470,00 рублей, израсходовано 9 731 523,58 рублей.
2. В соответствии с ч.1 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
В соответствии с ч.2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий).
Приказом директора от 31.13.2014 № 59п создана контрактная служба.
3. Осуществление закупок в учреждении проводится не конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – закупка у единственного поставщика (п.3 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).
4. Заказчик зарегистрирован на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www. zakupki.gov.ru, однако, сведения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ не публикуются в полном объеме в связи с особенностью данного учреждения (осуществляет деятельность в соответствии с Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
5. Государственные контракты, заключаемые по п.3 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ заключаются на бумажном носителе. На электронных торговых площадках учреждение не зарегистрировано.
6. В соответствии с п. 3, 4 ст. 93, п. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (в редакции до 04.06.2014) заказчики обязаны:
- в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
- при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) составлять расчет и обоснование цены контракта;
- результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражать в отчете, размещаемом в единой информационной системе.
Однако, по договорам заключенным до 04.06.2014 (по п. 4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), отчет, обоснование и расчет цены, отчет об исполнении, в ходе проверки не предоставлены.
7. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
В нарушение указанной нормы в Государственных контрактах № 16-ТР от 28.05.2014, № 24-ТР от 09.07.2014, 15-ТР от 28.05.2014, 8-ТР от 25.03.2015 данное условие отсутствует.
8. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается.
В нарушение указанной нормы в договоре № 96/95 от 23.10.2014 дополнительным соглашением № б/н от 29.12.2014 изменена сумма договора.
9. В соответствии со ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа и пени устанавливаются в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Порядок), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».
В государственных контрактах № 27-Б от 03.10.2014, № 9-Б от 27.03.2015 в нарушение Порядка, размер штрафных санкций определяется с нарушением действующего законодательства.
10. При проверке закупок, осуществленных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлено следующее.
10.1. В соответствии со ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа и пени устанавливаются в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Порядок), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».
При заключении контракта на основании п. 4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ требование об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, заказчиком могут не применяться.
В договорах от 23.11.2014 № 96/95, от 06.04.2015 № ср-36, от 29.01.2015 № 05-01/15 ПМО/29 предусмотрена ответственность сторон за нарушение условий договора. В нарушение Порядка, размер штрафных санкций определяется с нарушением действующего законодательства.
10.2. В учреждении допускается нарушение требований п. 3 ст.455 ГК РФ, п.1 ст. 456 ГК РФ. Договоры не содержат таких существенных условий, как цена, ассортимент, количество и качество поставляемых товаров (договоры № 99 от 27.11.2014, № 37 от 06.04.2015).
10.3. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. На момент проверки по договора, заключенным по п. 4 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ данное условие отсутствует (например, договоры от 23.11.2014 № 96/95, от 06.04.2015 № ср-36, от 29.01.2015 № 05-01/15 ПМО/29, № 99 от 27.11.2014, № 37 от 06.04.2015).
10.4. В соответствии с п.п. 1.1 Постановления Правительства Кировской области от 30.08.2011 № 118/416 «О мерах по повышению ответственности государственных заказчиков Кировской области, государственных областных бюджетных учреждений при размещении заказов и исполнении заключенных государственных контрактов (гражданско-правовых договоров государственных областных бюджетных учреждений)» (далее – Постановление) приоритетной задачей государственных областных бюджетных учреждений является повышение ответственности за нарушения, связанные с организацией размещения заказов и исполнением заключенных гражданско-правовых договоров государственных областных бюджетных учреждений.
В соответствии с п.п. 2.1-1 Постановления заказчики обязаны предусматривать в проектах договоров следующие условия:
- об удержании суммы неустойки (штрафа, пени) из суммы, подлежащей оплате поставщику (исполнителю, подрядчику) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), в случае неоплаты (отказа от уплаты) поставщиком (исполнителем, подрядчиком) неустойки (штрафа, пени), начисленной в соответствии с условиями гражданско-правового договора;
- о направлении не позднее 20 дней с момента возникновения права требования оплаты неустойки (штрафа, пени) от поставщика (исполнителя, подрядчика) претензионного письма с требованием оплаты в течение 7 дней с даты получения претензионного письма неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с положениями законодательства и условиями гражданско-правового договора;
- о том, что при неоплате (отказе от уплаты) поставщиком (исполнителем, подрядчиком) неустойки (штрафа, пени), начисленной в соответствии с условиями государственного контракта (гражданско-правового договора государственных областных бюджетных учреждений), по истечении срока, указанного в претензионном письме, удерживать сумму неустойки (штрафа, пени) из суммы, подлежащей оплате поставщику (исполнителю, подрядчику) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), которые приняты заказчиком, или в течение 40 дней с момента возникновения права требования оплаты неустойки (штрафа, пени) направить в суд исковое заявление с требованием оплаты неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с положениями законодательства и условиями гражданско-правового договора за весь период просрочки исполнения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при заключении договоров в соответствии с п. 4 ч.1. ст. 93 Закона № 44-ФЗ учреждение обязано включать в условия таких договоров положения Постановления.
Выводы инспекции.
1. В ходе проверки выявлены нарушения требований федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Кировской области от 30.08.2011 № 118/416 «О мерах по повышению ответственности государственных заказчиков Кировской области, государственных областных бюджетных учреждений при размещении заказов и исполнении заключенных государственных контрактов (гражданско-правовых договоров государственных областных бюджетных учреждений)».
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ответственных работников учреждения.
3. Копию акта проверки направить в департамент финансов Кировской области.
Начальник отдела правовой и кадровой работы департамента здравоохранения Кировской области | ![]() | Е.Н.Дуркина |
Ведущий консультант отдела экономики и прогнозирования департамента здравоохранения Кировской области | ![]() | Н.В. Новоселова |
Начальник отдела по размещению государственного заказа КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» | ![]() | Д.С. Минчаков |
Юрисконсульт отдела по размещению государственного заказа КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр». | ![]() | С.Н. Шевелев |
Руководитель инспекции, заместитель главы департамента здравоохранения Кировской области | ![]() | А.М.Бондарев |