президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации
по противодействию коррупции
(протокол N 24 от 13 апреля 2011 г.)
1. Правовая основа работы комиссий
1.1. Правовую основу работы комиссий составляют:
2. Полномочия комиссий
2.1. В соответствии с пунктом 2 Указа N 821 и пунктом 4 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом N 821 (далее - Положение о комиссиях), полномочия комиссии, образованной в федеральном государственном органе (далее - государственный орган), распространяются на лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в этом органе.
2.2. Комиссия, образованная в федеральной службе (федеральном агентстве), подведомственной (подведомственном) федеральному министерству, рассматривает вопросы в том числе в отношении лиц, замещающих должности заместителя руководителя федеральной службы (федерального агентства), а также руководителя и заместителя руководителя территориального органа федеральной службы (федерального агентства).
В отношении заместителя руководителя федеральной службы (федерального агентства), подведомственной (подведомственного) федеральному министерству, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, а также руководителя и заместителя руководителя территориального органа такой федеральной службы (такого федерального агентства), назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации, соответствующие вопросы рассматриваются президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 233.
2.3. В отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, не являющейся федеральной государственной гражданской службой, соответствующие вопросы рассматриваются аттестационными комиссиями.
2.4. В случае, когда должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе замещаются лицами, проходящими военную службу либо федеральную государственную службу иных видов и прикомандированными к этому государственному органу, вопросы в отношении указанных лиц, отнесенные к компетенции комиссий, могут рассматриваться как в данном государственном органе, так и в том федеральном органе исполнительной власти, от которого эти лица прикомандированы.
В то же время, поскольку вопросы, отнесенные к компетенции комиссий, могут быть связаны в первую очередь с осуществлением такими лицами должностных полномочий по замещаемым должностям федеральной государственной гражданской службы, представляется целесообразным осуществлять рассмотрение этих вопросов комиссией того государственного органа, к которому данные лица прикомандированы, с информированием кадровых служб соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
2.5. Основной задачей комиссий является содействие государственным органам:
Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих. Данные общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.
Общие принципы служебного поведения государственных служащих раскрываются в нормативных правовых актах, регламентирующих служебную деятельность государственных служащих и устанавливающих требования к их служебному поведению.
К примеру, требования к служебному поведению государственных гражданских служащих определены в статье 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Кроме того, требования к служебному поведению федеральных государственных служащих включены в утвержденные государственными органами кодексы этики и служебного поведения государственных служащих этих органов.
2.8. Обязанности государственных служащих установлены и другими федеральными законами, в том числе непосредственно и не регламентирующими прохождение государственной службы.
Например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает обязанности государственных служащих при рассмотрении обращений граждан. Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлены обязанности государственных служащих, связанные с обеспечением реализации права граждан на доступ к информации.
2.9. Требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими законодательными актами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
2.10. К ситуациям, связанным с возникновением или возможностью возникновения конфликта интересов на государственной службе, могут быть отнесены, например:
Возможно привлечение комиссий к подготовке, рассмотрению и исполнению планов по противодействию коррупции, разрабатываемых в государственных органах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460.
Представляется, что комиссии могут быть задействованы также в реализации мер по организации исполнения в государственных органах указов Президента Российской Федерации "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", а также Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
2.12. В ходе организации деятельности комиссий необходимо учитывать, что они в основном не обладают государственно-властными полномочиями. По своей природе комиссии являются общественными органами, призванными быть, с одной стороны, проводниками в коллективах предпринимаемых руководителем государственного органа мер по противодействию коррупции, и способствовать формированию атмосферы неприятия коррупционного поведения. С другой стороны, на комиссии фактически возлагаются функции консультативного и совещательного органа по выработке для руководителя государственного органа управленческих решений в сфере противодействия коррупции с учетом мнения коллектива.
3. Порядок образования комиссий
3.1. В соответствии с пунктом 7 Положения о комиссиях комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа (далее - нормативный правовой акт об образовании комиссии в государственном органе), которым утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
Таким образом, нормативным правовым актом об образовании комиссии в государственном органе утверждается положение о комиссии государственного органа, определяющее состав комиссии и порядок ее работы.
При этом в положение о комиссии государственного органа рекомендуется включать в том числе нормы, отражающие особенности функционирования комиссии в данном государственном органе.
3.2. В положении о комиссии, утвержденном нормативным правовым актом об образовании комиссии в государственном органе, целесообразно определить состав комиссии по должностям с учетом пунктов 8 и 9 Положения о комиссиях.
При этом персональный состав комиссии определяется в правовом акте, издаваемом в государственном органе одновременно с нормативным правовым актом об образовании комиссии в государственном органе.
С учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 11ПВ10, при утверждении персонального состава комиссии указываются персональные данные всех членов комиссии.
3.3. Согласно пункту 6 Положения о комиссиях руководителем государственного органа определяются порядок формирования и деятельности комиссий территориальных органов государственного органа, а также их состав.
Такой порядок может быть определен как в нормативном правовом акте об образовании комиссии в государственном органе, так и в отдельном нормативном правовом акте, посвященном деятельности комиссий в территориальных органах государственного органа.
В рассматриваемом нормативном правовом акте может быть предусмотрена возможность осуществления комиссией, созданной в территориальном органе государственного органа, полномочий в отношении нескольких территориальных органов государственного органа.
При определении порядка формирования и деятельности комиссий территориальных органов руководителем государственного органа также устанавливаются состав комиссий территориальных органов по должностям в соответствии с Положением о комиссиях и с учетом особенностей деятельности территориальных органов, а также полномочия руководителей территориальных органов по утверждению персонального состава таких комиссий.
3.4. Изданный федеральным органом исполнительной власти нормативный правовой акт об образовании комиссии в государственном органе, а также нормативный правовой акт, определяющий порядок формирования и деятельности комиссий территориальных органов государственного органа, направляется в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России как содержащий правовые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
4. Формирование состава комиссии
4.1. Положением о комиссиях предусмотрены обязательная и факультативная части состава комиссии.
4.2. Лица, включаемые в состав комиссии в обязательном порядке, указаны в пункте 8 Положения о комиссиях.
4.2.1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Положения о комиссиях председателем комиссии является заместитель руководителя государственного органа.
В качестве председателя комиссии целесообразно определить заместителя руководителя государственного органа, курирующего работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственном органе.
В случае, если названные вопросы относятся непосредственно к ведению руководителя государственного органа, в качестве председателя комиссии предпочтительно определить заместителя руководителя государственного органа, имеющего высшее юридическое образование.
4.2.2. В качестве заместителя председателя комиссии целесообразно определить:
При применении данной нормы следует учитывать, что поручения руководителям федеральных государственных органов до 1 ноября 2009 г. создать подразделения кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), определить подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений содержатся в пунктах 3 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065.
4.2.4. В подпункте "а" пункта 8 Положения о комиссиях содержится открытый перечень подразделений государственного органа, государственные служащие которых могут включаться в состав комиссии.
Представляется, что помимо упомянутых в указанном подпункте подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения в состав комиссии возможно включение, например, представителей финансового подразделения, подразделения пресс-службы и информации.
Не рекомендуется включать в состав комиссии государственных служащих, привлекавшихся к дисциплинарной и иной ответственности за несоблюдение требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
4.2.5. При включении в состав комиссии представителя Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации необходимо учитывать, что в соответствии с совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 1181/888 (в редакции совместного распоряжения от 31 марта 2011 г. N 422/305) представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров включается в состав комиссий, формируемых в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также в других государственных органах (кроме указанных в следующем абзаце настоящего пункта).
Представитель соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации включается в состав комиссий, формируемых в федеральных министерствах, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также в федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
4.2.6. При включении в состав комиссии представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, рекомендуется отдавать предпочтение лицу (лицам), трудовая (служебная) деятельность которого (которых) в течение трех и более лет была связана с государственной службой. При этом деятельностью, связанной с государственной службой, считается преподавательская, научная или иная деятельность, касающаяся вопросов государственной службы, а также предшествующее замещение государственных должностей или должностей государственной службы в государственных органах.
4.2.7. Указ N 821 и Положение о комиссиях не предусматривают осуществление каких-либо выплат представителю (представителям) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования за участие в работе комиссии. В связи с этим такое участие осуществляется на безвозмездной основе.
4.3. Пунктом 9 Положения о комиссиях предусмотрена возможность принятия руководителем государственного органа решения о включении в состав комиссии представителя общественного совета, образованного при федеральном органе исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации"; представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе; представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе.
В целях повышения объективности работы комиссии, в случае наличия указанных организаций целесообразно принятие решения о включении их представителей в состав комиссии.
4.4. Общий порядок согласования включения в состав комиссии представителя Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, представителя общественного совета, представителя общественной организации ветеранов и представителя профсоюзной организации установлен в пункте 10 Положения о комиссиях.
При осуществлении соответствующей работы следует учитывать, что лицо согласовывается только с той организацией, которую оно представляет.
Соответствующий запрос может быть направлен как руководителем государственного органа, так и по его поручению заместителем руководителя государственного органа. Запрос должен носить неперсонифицированный характер.
В подготовленном на основании такого запроса письме организации о направлении ее представителя в состав комиссии целесообразно указывать фамилию, имя, отчество, должность лица, а также его контактные данные. В ответе на запрос о включении в состав комиссии представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, также следует указать данные, позволяющие отнести такое лицо (таких лиц) к специалистам в рассматриваемой сфере.
4.4.1. Процедура согласования представителя Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации для включения в состав комиссии определена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 1181/888 (в редакции совместного распоряжения от 31 марта 2011 г. N 422/305).
В частности, согласно указанному распоряжению направление представителя Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, представителя соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации для включения в состав комиссии государственного органа осуществляется на основании запроса руководителя этого государственного органа (либо по его поручению заместителя руководителя государственного органа). Государственный орган в 10-дневный срок уведомляется о направлении представителя письмом начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, директора Департамента государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации, в котором указываются фамилия, имя, отчество, должность, а также контактные данные федерального государственного служащего, направляемого представителем в состав комиссии данного государственного органа.
Копия правового акта государственного органа об утверждении состава комиссии (об изменении состава комиссии) направляется соответственно в Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров или в Департамент государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации в 5-дневный срок со дня издания правового акта.
4.5. Согласно пункту 11 Положения о комиссиях число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
Например, число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять:
5. Основания для проведения заседания комиссии
5.1. Основания для проведения заседания комиссии определены в пункте 16 Положения о комиссиях.
5.2. Согласно подпункту "а" пункта 16 Положения о комиссиях одним из оснований для проведения заседания комиссии является представление руководителем государственного органа в соответствии с пунктом 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (далее - Положение о проверке достоверности сведений), материалов проверки, свидетельствующих:
о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности сведений (а именно, представляемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 федеральными государственными служащими по состоянию на конец отчетного периода сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера);
о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
5.2.1. Порядок представления руководителем государственного органа таких материалов проверки в комиссию может быть урегулирован как в положении о комиссии государственного органа, так и в правовом акте, изданном в государственном органе в целях обеспечения исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, и включать в себя:
5.3. Одним из оснований для проведения заседания комиссии в соответствии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях является обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации (далее - должность, связанная с коррупционными рисками), о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы (далее - обращение лица о даче согласия).
5.3.1. Порядок поступления председателю комиссии обращения лица о даче согласия и рассмотрения этого обращения в государственном органе устанавливается правовым актом государственного органа.
В данном правовом акте целесообразно закрепить процедуру прохождения обращения лица о даче согласия, например:
поступившее в государственный орган обращение лица о даче согласия в день регистрации направляется руководителю государственного органа или его заместителю;
руководитель государственного органа или его заместитель в течение 2 рабочих дней рассматривает обращение лица о даче согласия, после чего оно в тот же день передается в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или возвращается в установленном порядке заявителю с разъяснением причин, по которым его обращение не подлежит рассмотрению в данном государственном органе;
подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в течение одного рабочего дня организует работу по рассмотрению обращения комиссией, в частности направляет обращение лица о даче согласия председателю комиссии, при необходимости связывается с заявителем для получения дополнительных документов (сведений), требуемых для рассмотрения обращения лица о даче согласия, выясняет должностные обязанности заявителя в период прохождения государственной службы в данном государственном органе и т.п.
Также целесообразно определить состав сведений, содержащихся в обращения лица о даче согласия (документов, прилагаемых к обращению лица о даче согласия). При этом может быть учтен состав сведений, которые должны содержаться в письме работодателя представителю нанимателя гражданина по последнему месту его службы (определен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы").
5.3.2. При рассмотрении обращения лица о даче согласия следует учитывать, что должность, связанная с коррупционными рисками, не всегда является должностью, оставление которой произошло одновременно с увольнением заявителя с государственной службы.
Возможна ситуация, при которой после замещения указанной должности заявитель проходил государственную службу на других должностях, в том числе в иных государственных органах.
В данном случае обращение лица о даче согласия подлежит рассмотрению по существу в случае, если с момента увольнения заявителя с государственной службы не прошло двух лет.
Заявитель обращается с таким обращением в государственный орган, являющийся последним местом службы, независимо от того, в каком государственном органе (каких государственных органах) он занимал должность (должности), связанную (связанные) с коррупционными рисками.
Рассмотрению по существу в порядке, установленном Положением о комиссиях, такое обращение подлежит в том государственном органе (тех государственных органах), в котором (которых) заявитель занимал должность (должности), связанную (связанные) с коррупционными рисками. Для этого копии такого обращения направляются в данные органы руководителем государственного органа, в который поступило обращение, либо другим должностным лицом данного государственного органа по поручению руководителя.
Решения комиссий государственных органов по результатам рассмотрения обращения лица о даче согласия направляются данными органами в государственный орган, в который поступило обращение. После поступления в указанный государственный орган всех решений, а в случае замещения должности, связанной с коррупционными рисками, и в государственном органе, куда обратился заявитель, принятия соответствующего решения комиссией данного органа все решения направляются в установленном порядке заявителю.
5.3.3. Наличие согласия соответствующей комиссии согласно статьям 64.1 и 84 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 1 части 3 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" является обязательным условием замещения должности в коммерческой или некоммерческой организации (далее - заинтересованная организация) бывшим государственным служащим, замещавшим в государственном органе должность, связанную с коррупционными рисками, если отдельные функции по государственному управлению заинтересованной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности,
В соответствии с подпунктом "з" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 информация о нарушении такого условия бывшим государственным служащим может быть основанием для осуществления подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений соответствующих мероприятий, в ходе которых необходимо установить, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного служащего функции государственного управления данной организацией и соблюдены ли установленные законодательством правила заключения трудового договора.
Под должностными обязанностями, включающими в себя функции государственного управления заинтересованной организацией, понимается наличие у государственного служащего полномочий принимать прямо или опосредованно обязательные для исполнения решения (готовить проекты таких решений) в отношении заинтересованной организации либо оказывать влияние на управленческую деятельность по государственному регулированию экономических и иных процессов, в которых участвует заинтересованная организация.
Применительно к настоящим Методическим рекомендациям к такой управленческой деятельности можно отнести:
До установления надлежащего правового регулирования соответствующего вопроса возможно рассмотрение комиссией материалов, полученных по результатам проверки и свидетельствующих о нарушении указанных правил заключения трудового договора. Рассмотрение данного вопроса комиссией может быть инициировано руководителем государственного органа в рамках реализации полномочий, установленных подпунктом "в" пункта 16 Положения о комиссиях.
В последующем указанные материалы могут быть основанием для применения в установленном порядке мер, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статьей 84 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 23.1 и 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 Кодекса, возбуждаются прокурором, рассматриваются судьей.
5.4. Одним из оснований для проведения заседания комиссии в соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях является заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Рекомендации по порядку рассмотрения в государственном органе такого заявления аналогичны рекомендациям, содержащимся в абзацах третьем - пятом пункта 5.3.1 настоящих Методических рекомендаций.
5.5. В случае, если обращение лица о даче согласия либо заявление, указанное в пункте 5.4 настоящих Методических рекомендаций, адресовано комиссии (председателю комиссии), такое обращение (заявление) подлежит первоначальному рассмотрению в общем порядке руководителем государственного органа или его заместителем.
5.6. Одним из оснований для проведения заседания комиссии в соответствии с подпунктом "в" пункта 16 Положения о комиссиях является представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
Такое представление может быть внесено, к примеру, на основании фактов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, средствах массовой информации и Интернете, а также касаться вопросов организации и исполнения ведомственного плана противодействия коррупции, реализации в государственном органе мер, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции". Также такое представление может быть внесено по результатам рассмотрения уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы, направленного государственным гражданским служащим представителю нанимателя в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Кроме того, возможно внесение такого представления по ходатайству государственного служащего, который хочет знать, имеются ли (будут ли иметься) в конкретной ситуации признаки нарушения им требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
5.6.1. Рекомендации по порядку рассмотрения в государственном органе указанного представления аналогичны рекомендациям, содержащимся в абзацах третьем - пятом пункта 5.3.1 настоящих Методических рекомендаций.
5.6.2. В случае, если названное представление касается вопросов, подлежащих проверке в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, то данное представление по существу комиссией не рассматривается, на заседании комиссии принимается решение о направлении этого представления руководителю государственного органа либо уполномоченному им должностному лицу для принятия решения об осуществлении проверки в соответствии с пунктом 4 Положения о проверке достоверности сведений.
5.6.3. На основании подпункта "в" пункта 16 Положения о комиссиях после создания комиссии председателем комиссии или ее секретарем целесообразно внесение представления о проведении организационного совещания. Также в соответствии с подпунктом "в" пункта 16 Положения о комиссиях могут вноситься представления о проведении заседаний комиссии, посвященных планированию деятельности комиссии, подведению итогов ее работы.
5.7. Согласно пункту 17 Положения о комиссиях комиссия не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
В то же время сам факт нарушения государственным служащим служебной дисциплины может быть рассмотрен комиссией, так как к компетенции комиссий отнесено рассмотрение исполнения государственными служащими обязанностей, установленных федеральными законами. К числу таких обязанностей, как правило, относятся и обязанности исполнять поручения руководителей, соблюдать служебный распорядок государственного органа, должностной регламент и т.п. При этом исполнение таких обязанностей и является служебной дисциплиной. К примеру, согласно части 1 статьи 56 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебная дисциплина на государственной гражданской службе - это обязательное для государственных гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Материалы, содержащие информацию о нарушении государственным служащим служебной дисциплины, должны поступить в комиссию в установленном порядке и соответствовать требованиям пункта 16 Положения о комиссиях.
В случае же самостоятельного выявления комиссией факта нарушения государственным служащим служебной дисциплины (например, в ходе рассмотрения вопроса о несоблюдении государственным гражданским служащим служебного распорядка государственного органа установлены аналогичные нарушения со стороны других государственных гражданских служащих) соответствующая информация направляется руководителю государственного органа или уполномоченному им должностному лицу для рассмотрения и принятия решения об осуществлении соответствующей проверки. По завершении такой проверки указанная информация может быть рассмотрена комиссией в общем порядке, установленном Положением о комиссиях.
6. Порядок подготовки заседания комиссии
6.1. Пунктом 38 Положения о комиссиях организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии возложено на подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Такие функции должны быть отражены в должностном регламенте соответствующего государственного служащего.
6.2. В соответствии с абзацем первым пункта 18 Положения о комиссиях мероприятия по подготовке заседания комиссии начинаются с момента поступления председателю комиссии информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии.
В целях обеспечения надлежащего исполнения требований Положения о комиссиях, касающихся порядка подготовки заседания комиссии и осуществления необходимых действий председателем комиссии, в положении о комиссии государственного органа целесообразно определить, что материалы, являющиеся основанием для проведения заседания комиссии, считаются поступившими председателю комиссии с момента их регистрации в подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностным лицом кадровой службы государственного органа, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Для этого в подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) следует иметь прошитый и пронумерованный журнал регистрации входящей корреспонденции.
6.3. Председатель комиссии:
6.4.1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Положения о комиссиях дата заседания комиссии назначается председателем комиссии в 3-дневный срок. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 7 дней со дня поступления указанной информации.
В целях обеспечения надлежащей работы комиссии представляется возможным определить, что данный срок исчисляется в рабочих днях. При этом течение срока начинается на следующий день после дня поступления информации.
6.4.2. При определении непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос, следует руководствоваться регламентом государственного органа, положением о структурном подразделении, в котором замещает должность государственный служащий, должностным регламентом государственного служащего.
В случае, если непосредственный руководитель государственного служащего является членом комиссии, целесообразно принять решение о том, что данный член комиссии не принимает участия в голосовании. В таком случае указанный член комиссии не учитывается при определении кворума по данному вопросу.
6.4.3. В качестве двух государственных служащих, замещающих должности, аналогичные должности, замещаемой государственным служащим, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос, целесообразно по возможности определять государственных служащих из других структурных подразделений государственного органа. При этом замещаемые данными государственными служащими должности должны быть равными должности государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос, либо, в случае отсутствия таких должностей, - относиться к той же категории и группе должностей, что и должность указанного государственного служащего.
6.4.4. При принятии решения о приглашении иных государственных служащих данного государственного органа, должностных лиц других государственных органов и органов местного самоуправления следует принимать во внимание характер рассматриваемых на заседании комиссии вопросов.
6.4.5. В качестве специалистов, участвующих в заседании комиссии, могут выступать лица, обладающие специальными познаниями в соответствующей сфере (например, в случае рассмотрения вопроса о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - специалисты в финансовой и имущественной сферах).
6.4.6. В качестве организации, чей представитель может принимать участие в заседании комиссии, целесообразно определять:
При исчислении данного срока целесообразно придерживаться рекомендаций, содержащихся в пункте 6.4.1 настоящих Методических рекомендаций.
Представляется целесообразным порядок, при котором ходатайство подается председателю комиссии через секретаря комиссии и регистрируется в журнале, указанном в пункте 6.2 настоящих Методических рекомендаций.
6.5. С учетом требований пунктов 18 и 38 Положения о комиссиях секретарь комиссии:
6.7. При подготовке заседания может возникнуть ситуация, при которой в обращении лица о даче согласия либо в прилагаемых к данному обращению документах не содержится информация, которая бы позволила комиссии принять объективное решение по существу вопроса (например, неясны должностные обязанности заявителя на планируемом месте работы).
В данном случае целесообразно обратиться к гражданину с просьбой представить требуемые сведения, а также при необходимости запросить соответствующие документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При этом дата заседания комиссии назначается в соответствии с общим правилом, установленным в подпункте "а" пункта 18 Положения о комиссиях.
В случае, если необходимые сведения не были получены в ходе подготовки заседания комиссии и его проведения, на заседании комиссии целесообразно принять решение о переносе рассмотрения обращения лица о даче согласия на другое заседание комиссии и рекомендовать заявителю представить сведения (документы), необходимые для принятии комиссией решения по существу.
При этом с учетом установленного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" общего срока рассмотрения письменных обращений граждан, с момента поступления в государственный орган обращения лица о даче согласия и до момента принятия комиссией решения по существу вопроса должно пройти не более 30 дней. Руководитель государственного органа либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения лица о даче согласия не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.
6.8. В пункте 19 Положения о комиссиях содержится единственное основание, по которому заседание комиссии может быть отложено, а именно: неявка государственного служащего или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы государственного служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия. При этом в случае вторичной неявки государственного служащего или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие государственного служащего.
Представляется, что в случае, если вторичная неявка государственного служащего обусловлена уважительными причинами (болезнь, командировка, отпуск), целесообразно принятие решения о переносе рассмотрения соответствующего вопроса на другое заседание комиссии.
Возможны также и другие ситуации, когда заседание комиссии либо не проводится (например, когда на заседание комиссии явились только члены комиссии, замещающие должности государственной службы в данном государственном органе), либо вопрос на заседании рассматривается, но решение по существу не принимается (например, в связи с отсутствием необходимых сведений), при этом комиссией принимается решение о переносе рассмотрения вопроса на другое заседание комиссии.
7. Проведение заседания комиссии
7.1. Лица, указанные в пункте 13 Положения о комиссиях, участвуют в заседании комиссии с правом совещательного голоса.
Представляется, что данные лица могут:
7.2. Согласно пункту 14 Положения о комиссиях заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
Например, число членов комиссии, присутствующих на ее заседании, должно составлять:
Окончательное решение о наличии конфликта интересов у члена комиссии принимается комиссией и отражается в протоколе заседания комиссии. В случае принятия решения о наличии конфликта интересов соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса. В таком случае указанный член комиссии не учитывается при определении кворума по данному вопросу.
7.4. Согласно пункту 21 Положения о комиссиях члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.
Представляется, что данное требование относится в первую очередь к сведениям, составляющим персональные данные и сведения конфиденциального характера (например, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные государственным служащим).
7.5. В ходе заседания целесообразно ведение стенограммы, возможно осуществление аудиозаписи. О проведении указанных действий должны быть извещены члены комиссии и лица, участвующие в ее заседании.
7.6. Регламент проведения заседания комиссии, специфику порядка рассмотрения отдельных вопросов на заседании комиссии целесообразно закрепить в положении о комиссии государственного органа.
8. Решения комиссий
8.1. Виды решений, принимаемых комиссиями, определены в пунктах 22 - 25 Положения о комиссиях.
8.2.1. При определении достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера целесообразно руководствоваться следующими положениями:
8.2.2. Представление государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (уточненных сведений) после назначения даты заседания комиссии не может служить основанием отмены заседания комиссии либо принятия решения в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Положения о комиссиях и требует всестороннего рассмотрения на заседании комиссии.
8.2.3. В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" невыполнение государственным служащим обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При применении таких мер ответственности к государственному гражданскому служащему следует руководствоваться пунктами 13 и 14 части 1 статьи 33, пунктом 9 части 1, частью 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При выработке комиссией рекомендации о применении к государственному служащему меры дисциплинарной ответственности должны быть приняты во внимание характер недостоверности и степень неполноты сведений, а также наличие вины государственного служащего.
8.3. Согласно подпункту "б" пункта 23 Положения о комиссиях в случае несоблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость такого нарушения либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.
8.3.1. Указанием на недопустимость несоблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов целесообразно ограничиться в случаях, когда совершенное деяние не влечет применения мер юридической ответственности или когда в качестве достаточной меры воздействия на государственного служащего является моральное осуждение его проступка (например, отсутствует вред, наступивший в результате допущенного государственным служащим нарушения, либо комиссия сочла размер такого вреда незначительным).
8.3.2. За несоблюдение государственным гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов комиссия может рекомендовать применить следующие взыскания:
8.4. При определении объективности и уважительности причины непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей целесообразно руководствоваться следующими положениями:
8.5. При принятии комиссией решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 25 Положения о комиссиях в решении комиссии целесообразно предусмотреть меры, направленные на обеспечение выполнения данного решения, в частности, установить срок представления государственным служащим соответствующих сведений.
8.6. Согласно пункту 26 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения вопросов, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 16 Положения о комиссиях, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное, чем предусмотрено пунктами 22 - 25 Положения о комиссиях, решение. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.
Таким решением комиссии может быть, например, решение перенести рассмотрение вопроса по существу с одновременным предложением представить дополнительные материалы для такого рассмотрения, решение о нецелесообразности дальнейшего нахождения государственного служащего в кадровом резерве государственного органа.
В качестве такого решения по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта "а" пункта 16 Положения о комиссиях, может также выступать рекомендация руководителю государственного органа принять меры по устранению (недопущению) конфликта интересов, например, изменить (в том числе временно) должностные обязанности государственного служащего, ограничить доступ государственного служащего к конкретной информации.
8.7. Согласно пункту 27 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения представления руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающегося обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции, комиссия принимает соответствующее решение.
В качестве такого решения по результатам рассмотрения представления, касающегося обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, может выступать рекомендация руководителю государственного органа принять меры по устранению (недопущению) конфликта интересов, например, изменить (в том числе временно) должностные обязанности государственного служащего, ограничить доступ государственного служащего к конкретной информации.
В качестве такого решения по результатам рассмотрения представления, касающегося осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции, комиссия может, к примеру, одобрить представленный проект плана противодействия коррупции в государственном органе, рекомендовать руководителю государственного органа принять дополнительные меры по соответствующему направлению деятельности, и т.п.
8.8. Согласно пункту 29 Положения о комиссиях решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 16 Положения о комиссиях, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Процедура голосования должна обеспечить тайну голосования. Оптимальным представляется порядок, при котором голосование осуществляется посредством проставления членами комиссии соответствующих отметок на неперсонифицированных бюллетенях.
Полномочия по подсчету голосов целесообразно возложить на секретаря комиссии. Непосредственный подсчет голосов производится секретарем комиссии в присутствии членов комиссии путем оглашения бюллетеней. При этом членам комиссии должен быть обеспечен полный обзор действий секретаря комиссии.
Представляется, что предложение об открытом голосовании может быть внесено как членом комиссии, так и лицом, участвующим в заседании комиссии с правом совещательного голоса. Данное предложение может быть внесено в любой момент до постановки вопроса на голосование, решение по такому предложению также принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
8.9. В положении государственного органа о комиссии целесообразно закрепить, что при равенстве голосов решение считается принятым в пользу государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос.
8.10. Требования к содержанию протокола заседания комиссии и его оформлению содержатся в пунктах 30 - 32 Положения о комиссиях.
При подготовке протокола заседания комиссии также следует руководствоваться положениями, содержащимися в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. N 76 (в частности, раздел 3.3.5.4 и приложение N 16).
8.11. Целесообразно формирование отдельного дела для хранения материалов, связанных с работой комиссии. Соответствующее дело должно быть предусмотрено номенклатурой дел и вестись в кадровой службе государственного органа либо в подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Документы внутри дела рекомендуется располагать сверху вниз в сочетании хронологической и вопросно-логической последовательностей. В частности, дело должно формироваться таким образом, чтобы при его просмотре была обеспечена возможность изучения в хронологическом порядке всего вопроса, рассмотренного на комиссии, начиная с основания для проведения заседания комиссии и заканчивая итогами заседания комиссии, а также мерами, принятыми по этим итогам.
8.12. В соответствии с пунктом 37 Положения о комиссиях в личное дело государственного служащего приобщается копия протокола заседания комиссии или выписка из него.
В случае, если в комиссию представлялся подлинник справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, данный подлинник в установленном порядке возвращается в кадровую службу для приобщения к личному делу государственного служащего.
8.13. При определении срока хранения материалов, связанных с работой комиссии, следует руководствоваться статьями 678 и 680 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558. Согласно указанным статьям для протоколов заседаний комиссий, документов (служебные объяснительные записки, заключения, протоколы, заявления и т.д.) о соблюдении требований к служебному поведению, регулированию конфликта интересов установлен постоянный срок хранения.
9. Исполнение решений комиссий
9.1. Решение комиссии и обоснование его принятия в обязательном порядке включаются в протокол заседания комиссии (подпункт "и" пункта 31 Положения о комиссиях).
9.2. Согласно пункту 33 Положения о комиссиях копии протокола заседания комиссии в 3-дневный срок со дня заседания направляются руководителю государственного органа, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.
При исчислении данного срока целесообразно придерживаться рекомендаций, содержащихся в пункте 6.4.1 настоящих Методических рекомендаций.
Копию протокола целесообразно направлять с сопроводительным письмом, подписанным председателем комиссии.
9.3. В соответствии с пунктом 30 Положения о комиссиях решение комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения обращения лица о даче согласия, для руководителя государственного органа носит рекомендательный характер.
При этом в соответствии с пунктом 34 Положения о комиссиях руководитель государственного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции.
9.4. Согласно пункту 35 Положения о комиссиях в случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информация об этом представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При реализации данных полномочий руководителем государственного органа следует учитывать, что в соответствии со статьями 57 - 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для привлечения к дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего требуется предварительное проведение служебной проверки. В связи с этим возможным решением по результатам рассмотрения соответствующего протокола заседания комиссии является назначение служебной проверки.
9.5. Решение комиссии, принимаемое по итогам рассмотрения обращения лица о даче согласия, носит обязательный характер (пункт 30 Положения о комиссиях).
Данное решение не требует принятия каких-либо дополнительных мер со стороны руководителя государственного органа.
Целесообразно направить данное решение не только заявителю, но и в организацию, в которой планировал замещать должность (с которой планировал заключить гражданско-правовой договор) заявитель.
10. Информирование о работе комиссии
10.1. В целях организации информирования граждан, государственных служащих и организаций о работе комиссий в государственном органе должна быть организована соответствующая работа, включающая в себя:
10.3. Размещение на Интернет-сайтах федеральных государственных органов информации о комиссиях предусматривается перечнями информации о деятельности этих органов, утвержденными в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления".
Так, в соответствии с пунктом 46 перечня информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953), порядок работы комиссии, включая порядок подачи заявления для рассмотрения на комиссии, должен быть размещен на Интернет-сайте федерального органа исполнительной власти в течение 5 рабочих дней со дня утверждения порядка.
На Интернет-сайте государственного органа в разделе, посвященном вопросам государственной службы или противодействия коррупции, целесообразно формирование соответствующего подраздела, примерное содержание которого может быть следующим:
По "горячей линии" может предоставляться информация о порядке работы комиссии, порядке направления информации в комиссию и размещении на Интернет-сайте государственного органа информации о комиссии.
10.5. Информационные стенды следует размещать в помещениях государственного органа, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к ним граждан, в том числе и не имеющих пропуска в государственный орган.
Так, целесообразно размещение подобных стендов на входе в здание государственного органа, в помещении кадровой службы государственного органа либо подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
При определении состава сведений, размещаемых на информационном стенде, целесообразно руководствоваться пунктом 10.3 настоящих Методических рекомендаций.
10.6. С целью обеспечения информирования государственных служащих о деятельности комиссии в государственном органе целесообразно доводить до их сведения информацию о решениях комиссии, проводить обучающие мероприятия для государственных служащих по вопросам, связанным с практикой урегулирования конфликта интересов и обеспечением соблюдения требований к служебному поведению, а также обеспечивать государственных служащих необходимыми справочными материалами.
10.7. Информирование о работе комиссии должно осуществляться с учетом требований федерального законодательства о государственной тайне, Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела", а также с учетом установленного в пункте 21 Положения о комиссиях запрета на разглашение сведений, ставших известными членам комиссии в ходе ее работы.
11. Особенности рассмотрения аттестационными комиссиями вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
11.1. Указом N 821 (пункт 2) установлено, что в МВД России, МЧС России, Минобороны России, ГФС России, СВР России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, ФМС России, ФСИН России, Спецстрое России, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, ФТС России, прокуратуре Российской Федерации и Следственном комитете Российской Федерации вопросы, изложенные в пункте 16 Положения о комиссиях, в отношении государственных служащих, не являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, рассматриваются аттестационными комиссиями.
11.2. Организации рассмотрения соответствующих вопросов аттестационными комиссиями посвящены пункты 39 - 42 Положения о комиссиях.
При этом согласно пункту 42 Положения о комиссиях формирование аттестационных комиссий и их работа осуществляются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Положением о комиссиях, с учетом особенностей, обусловленных спецификой деятельности соответствующего государственного органа, и с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В связи с этим не рекомендуется совмещать рассмотрение на одном заседании аттестационной комиссии вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, и вопросов, связанных с аттестацией.
Члены аттестационной комиссии, включенные в нее для рассмотрения вопросов, определенных Положением о комиссиях, не приглашаются для рассмотрения других вопросов, отнесенных к компетенции аттестационных комиссий соответствующих органов.
11.3. В случае установления аттестационной комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего, иных оснований привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности информация об этом согласно пункту 35 Положения о комиссиях представляется руководителю государственного органа, уполномоченному им должностному лицу или иному должностному лицу в соответствии с его компетенцией (например, командиру воинской части) для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Руководитель государственного органа, уполномоченное им должностное лицо или иное должностное лицо в соответствии с его компетенцией при принятии решения о привлечении государственного служащего к дисциплинарной ответственности за совершенный дисциплинарный проступок, а также в случае согласия с предложением аттестационной комиссии о применении к государственному служащему конкретной меры дисциплинарной ответственности назначает проведение разбирательства (служебной проверки, расследования) в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
11.4. В случае установления аттестационной комиссией факта совершения государственным служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, при принятии в соответствии с пунктом 36 Положения о комиссиях решения о передаче информации о таком факте и подтверждающих его документов в правоприменительные органы необходимо учитывать следующее.
Согласно части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, государственные служащие из числа военнослужащих, а также имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.