В первичной профилактике пьянства и раннего алкоголизма выделяют три основных направления:
1) проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование антиалкогольного общественного мнения;
2) санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание;
3) формирование трезвеннических установок.
Широкая воспитательная работа. Современные социологические исследования указывают на существование прямой связи пьянства и алкоголизма среди подростков с такими факторами, как низкий уровень образования, отсутствие организованного культурного досуга, рост числа подростковых групп с асоциальными тенденциями, отсутствие обстановки нетерпимости к пьянству.
Особенно пристального внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг - один из ведущих факторов в развитии злоупотребления алкоголем.
Нравственное воспитание современного человека неотделимо от формирования у него противоалкогольных установок. Уже с раннего детского возраста необходимо воспитывать отношение к пьянству как к социальному злу.
Санитарно-гигиеническое направление антиалкогольного воспитания
Предусматривается:
1) повышение санитарной грамотности и культуры населения;
2) пропаганда здорового образа жизни;
З) искоренение вредных для здоровья привычек.
Подросткам и их родителям нужно разъяснять, что алкоголь является не «продуктом питания» и не неотъемлемым атрибутом многих традиций, а прежде всего веществом с выраженным наркотическим действием. Он так же, как марихуана, героин, гашиш и другие наркотики, разрушающим образом действует на весь организм человека и особенно на клетки головного мозга.
В противоалкогольной пропаганде необходимо делать акцент на том факте, что хроническое отравление алкоголем оказывает отрицательное влияние на половые функции мужчин и женщин.
Пьянство и алкоголизм — одна из основных причин распада семей, особенно молодых. И в первую очередь от этого страдают дети.
Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:
- противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;
- программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;
- противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и др.);
- противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.
Рекомендации противоалкогольного просвещения в школе» предусматривают в начальных классах антиалкогольные беседы (например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения). Начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, а в более старших классах-с работниками милиции, юристами. В 8-10 классах может быть рекомендована следующая примерная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье» «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.
Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу необходимо проводить и с их родителями. Работа эта должна носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников). С этой целью, как показывает опыт, лучше всего использовать родительские собрания.
Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная работа среди этого контингента молодежи, как ни в каких других социальных группах, должна носить комплексный и дифференцированный характер.
Концептуальная модель первичной профилактики зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ базируется на решении представленных выше целей профилактики зависимости от психоактивных веществ.
Она предусматривает развитие ресурсов личности человека и социальной среды и предполагает внедрение целого ряда профилактических программ для детей, подростков, молодежи, а также для родителей, учителей и специалистов в области профилактики.
Задачи этих программ универсальны, хотя и имеют свою специфику. Программы первичной профилактики для детей и подростков предусматривают решение следующих задач.
1. Формирование здорового стиля жизни, высокофункциональных стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.
2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению; о связи злоупотребления алкоголем и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.
3. Направленное развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
— Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
— собственной системы ценностей, целей и установок; способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
— умения общаться с окружающими, понимать их поведение и его перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку.
4. Развитие навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами:
— принятия решения и преодоления жизненных проблем;
— восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
— оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
— отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
— защиты Я, само- и взаимоподдержки;
— избегания ситуаций, связанных с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ и с другими формами саморазрушающего поведения;
— использования альтернативных употреблению психоактивных веществ способов преодоления стресса, получения радости и удовольствия;
— бесконфликтного и эффективного общения.
Программы первичной профилактики для родителей предусматривают решение следующих задач:
1) помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье;
2) определение направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов;
3) определение направления и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись, как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой);
4) обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми;
5) выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи;
6) выявление родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям; обучение их основам оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.
В программах первичной профилактики для учителей существенное место отводится обучению педагогов созданию психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками.
Программы предусматривают теоретические и практические занятия: лекции-беседы, обсуждения, ролевые игры и другие психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика.
При проведении профилактической работы очень важно установить в группе доверительные, честные, эмоционально и социально поддерживающие отношения. Занятия с младшими подростками должны проводиться преимущественно в игровой форме, но также содержать и элемент серьезной интеллектуальной и психологической работы.
В рабочей группе необходимо выработать обязательные правила. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение, соблюдать конфиденциальность, возможность открыто высказывать свое мнение и обозначать свою позицию, принимать на себя ответственность за активность и успешность работы группы. Необходимо поддерживать согласованность в выполнении участниками заданий, а также решений, принимаемых группой.
Очень важным компонентом работы являются домашние задания, которые предназначены прежде всего для включения в профилактическую активность членов семьи, друзей. Это способствует улучшению взаимоотношений членов семьи с их социальным окружением и позволяет включаться в программу. Кроме того, выполнение домашних заданий способствует самостоятельному осмыслению опыта, полученного на занятиях и в жизни.
Еще одним важным компонентом профилактических программ является использование эффектов группового взаимодействия и развития. Это означает, что процесс занятий в группе представляет собой развивающуюся систему взаимоотношений, в которой происходит получение и осмысление информации и жизненного опыта. Члены группы действуют в направлении взаимного понимания и поддержки. Таким образом, происходит развитие важнейших качеств личности, позволяющих человеку управлять своим поведением и эффективно решать социальные проблемы, а впоследствии обучить этому других — друзей, членов семьи и т.д.
В процессе проведения программ выделяются группы волонтеров для дальнейшей профилактической работы: подростков, учителей и родителей. Участники этих групп в дальнейшем проходят специальную подготовку.
Важным моментом программы является работа с учителями школ, призванными в дальнейшем активно сотрудничать в профилактической работе. Предусматривается также проведение круглых столов для администрации региона и комиссий по делам несовершеннолетних.
В зависимости от поставленных целей используются как долговременные, так и краткосрочные программы. Однако следует понимать, что краткосрочные программы будут значительно менее эффективны. Они используются в первую очередь для того, чтобы сформировать мотивацию на здоровое поведение и обеспечить возможность проводить в дальнейшем долгосрочные программы на основе делового и доверительного сотрудничества (иногда, если предварительная работа не проводится, такие программы встречают сопротивление со стороны администрации школ и некоторых общественных групп).
В начале и в конце профилактической программы предусматривается проведение межведомственных круглых столов для анализа и подведения итогов работы.
В профилактической работе применяются следующие методы:
— тренинг поведения;
— личностный тренинг;
— дискуссии;
— беседы;
— лекции;
— ролевые игры;
— психогимнастика;
— элементы психодрамы;
— элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
— круглые столы;
— совещания.
Любая профилактическая программа требует объективной оценки ее эффективности. Необходим выбор соответствующих критериев эффективности, а также строгого, но простого в применении измерительного аппарата — множество анкет, опросников и экспериментально-психологических тестов, которые позволяют с высокой степенью достоверности говорить о происходящих в результате профилактического вмешательства изменениях, корригировать действия, изменять направления работы, ее форму и содержание, если это необходимо.
В настоящее время существует много профилактических программ, не соответствующих профессиональному уровню. Для того чтобы программа была действительно результативной, она должна отвечать следующим критериям:
— наличие концептуальной основы и ее адекватность современным направлениям профилактики;
— четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы;
— развитие социальной среды: включение модулей для родителей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике детских и подростковых программ, для инициации внутрисемейного обсуждения и выработки четкой внутрисемейной политики;
— формирование эффективных стратегий поведения;
— применение интерактивных и тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.;
— соответствие возрастным категориям;
— сопровождение в СМИ;
— содержание блока правового регулирования — повышение правовой компетентности;
— привлечение общественного внимания к проблеме;
— возможность дальнейшего распространения знаний, навыков и умений среди других групп населения;
— долгосрочность, цикличность, повторяющееся воздействие программ;
— интенсивность и четкий алгоритм действий;
— учет местной специфики;
— развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение;
— мониторинг и контроль над эффективностью программы;
— конкретность формулировки ожидаемых результатов;
— оправданность экономических затрат.
До начала программы и после ее завершения предполагается проведение тестирования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное (спустя 6 — 8 месяцев после проведения программы) тестирование.
Если профилактическая программа соответствует выбранным критериям, то могут ожидаться такие результаты.
1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ у детей, подростков и молодежи.
2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участников программ.
3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в обществе.
4. Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами.