Применение во врачебной практике баллонной криоаблации – результат непрерывного обучения специалистов. Криоаблация, наряду с имплантацией кардиостимуляторов и радиочастотной аблацией, расширила возможности хирургического лечения аритмий в Кировской областной клинической больнице.
По словам заведующего кардиохирургическим отделением областной больницы Олега Дербенева, фибрилляция предсердий — самое распространенное устойчивое нарушение ритма сердца. При этом мышечные волокна предсердий хаотично и быстро сокращаются 350–700 раз в минуту, в результате чего возникает мерцательная аритмия. Приступ может длиться от суток до 7 дней, при этом пациенты испытывают слабость, тяжесть в груди, одышку и сердцебиение. Фибрилляция предсердий ухудшает прогноз течения заболеваний сердца и в два раза увеличивает риск сердечно-сосудистой смерти.
Андрей Салтыков, сердечно-сосудистый хирург КОКБ, рассказал, что первые несколько операций баллонной криоаблации были проведены в рамках прокторской сессии с участием специалиста по рентгенэндоваскулярным методам диагностики и лечения Приволжского окружного медицинского центра ФМБА России Сергея Айвазяна. Это форма обмена практическим опытом выполнения операций с привлечением специалистов, в совершенстве владеющих передовыми методиками.
Во время криоаблации для разрушения источника патологических импульсов используется кратковременное воздействие жидким азотом. Операция проходит в рентгенхирургической операционной в несколько этапов. Сначала через прокол в бедренной вене к месту воздействия подводится криобаллонный катетер. Криобаллон раздувают так, чтобы кровоток у входа легочных вен в предсердие временно прекратился. Затем в криобаллон на 240 секунд вводится охлаждающее вещество с температурой от −47°С до −67°С. Под действием холода мышечная ткань рубцуется и не может генерировать и распространять патологические импульсы.
Врач-кардиолог Константин Андреев, который ассистирует во время операции, пояснил, что в ходе хирургического вмешательства идет непрерывное наблюдение за электрической активностью сердца пациента. Результат считается успешным, если в течение 20 минут после «заморозки» электрические импульсы из очага аритмии не регистрируются.
По словам Андрея Салтыкова, выполнено уже 9 процедур. Результатами баллонной катетерной криоаблации довольны и врачи, и пациенты: процедура хорошо переносится и длится меньше, чем радиочастотное воздействие.
Главный врач Кировской областной клинической больницы Вадим Ральников подчеркнул, что современные методы хирургического лечения аритмий являются ресурсоемкими и относятся к высокотехнологичной медицинской помощи. Эти виды лечения стали доступны жителям Кировской области благодаря реализации федеральной программы «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», которая является частью инициированного президентом РФ Владимиром Путиным нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь».