Разработанная авторами модель профилактического тренинга [Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др., 2001] относится к первичной и вторичной профилактике и основывается на понимании того, что формирование определенных форм поведения человека является результатом его адаптации к проблемным и стрессовым ситуациям, постоянно возникающим в процессе жизни. При взаимодействии с другими людьми каждый индивид привносит в этот контакт свой опыт, стратегии поведения, ресурсы и возможности. Однако поведение человека далеко не всегда осознается им самим. Неэффективные дезадаптивные формы поведения, как правило, неосознанны и препятствуют продуктивному формированию жизненного стиля. Из-за неспособности решать проблему у человека возникает ощущение собственной безуспешности, беспомощности, неудовлетворенности собой. В результате этого он начинает искать способы ухода от решения проблем, использует алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Они приносят временное облегчение, но их употребление формирует дезадаптивные формы поведения и зависимость.
Для того чтобы избежать этого, быть успешной личностью, эффективно преодолевающей стрессы, человек должен объективно оценивать свои возможности, проблемные ситуации и развивать имеющиеся у него ресурсы.
Поэтому в процессе тренинга его участники должны осознать (а тренер должен им в этом помочь) следующие важные моменты:
1) эффективное профилактическое воздействие возможно на основе формирования стрессоустойчивой личности, способной продуктивно строить свою жизнь, эффективно преодолевать трудности и стрессы без употребления психоактивных веществ;
2) необходимо осознать собственные возможности и формы поведения, иметь мотивацию на дальнейшее личностное развитие и обучение навыкам стресспреодолевающего поведения;
3) каждый человек способен актуализировать имеющиеся у него ресурсы и эффективно использовать их в жизни, мотивируя окружающих людей на здоровый жизненный стиль без злоупотребления алкоголем.
В процессе работы участники группы часто становятся в позицию другого человека — ребенка, подростка, родителя, учителя — и на собственном опыте проживают чувства и проблемы других людей. Тренер актуализирует возможности участников в понимании себя и окружающих, мотивирует их на личностный рост и продолжение дальнейшей работы над собой и на принятие поддержки окружающих, обучает навыкам формирования здорового жизненного стиля, дает знания, необходимые для дальнейшей жизни, свободной от психоактивных веществ.
Выделяют пять стадий работы с группой.
1. Мотивация на эффективное участие в работе.
Каждый участник группы приходит на тренинг с определенными ожиданиями и желаниями (порой неосознаваемыми). Поэтому очень важно, чтобы с самого начала он смог определить для себя цели нахождения в тренинговой группе: каких результатов или изменений он хочет достичь, какими возможностями для этого обладает и что ему нужно изменить в своем поведении для достижения эффективного результата. Задача тренера — помочь в этом. Для этой цели он просит членов группы рассказать о том, почему они считают для себя важным включиться в программу. Обычно у участников выявляются сходные запросы, потребности, проблемы. Это помогает снять напряжение в группе. Тренер дает возможность участникам почувствовать понимание со стороны окружающих, создает атмосферу взаимопринятия, заключает с группой соглашение о плане работы. Более эффективным является заключение соглашения на отдельные этапы работы, когда цели ставятся на короткий период времени (например, на один день тренинга). Это дает возможность участникам достичь определенных результатов, почувствовать себя успешными в достижении поставленных краткосрочных целей, позволяет тренеру гибко реагировать на процессы, происходящие в группе.
2. Изучение поведенческих стратегий и ресурсов участников.
А. Поиск «внутреннего ребенка».
Основная задача данного этапа — создать для участников группы обстановку, в которой они могут раскрыться, проявить свои
естественные состояния. Тренер предлагает им отправиться в путешествие на поиски своего «внутреннего ребенка». Для этого используются техники эмоциональной регрессии из актуального состояния «здесь и теперь» в более раннее детское состояние «там и тогда» Данные техники позволяют перенестись из одного возраста в другой и вызвать из глубин бессознательного ранние детские воспоминания. Этот этап очень важен. Он является ключевым для дальнейшей работы группы. Регрессия на более раннюю стадию развития дает возможность ослабить защитные механизмы участников группы. Вновь ожившие ранние детские переживания помогают отыскать в себе «ребенка»; если это не удается, то тренер ведет группу таким образом, чтобы открыть для участников возможности к проявлению и осознанию проблем и ресурсов более раннего возраста Участники начинают вести себя более открыто, естественно, раскрепощенно Одновременно с этим у них начинают оживать наиболее сильные переживания, присущие детскому возрасту. На данной стадии могут проявляться детские страхи и проблемы, спрятанные глубоко в бессознательном, демонстрироваться защитные механизмы. Основная задача ведущего — прояснить чувства и проблемы участников, поощрить их на рассказ о своих ощущениях На данном этапе участники начинают обсуждать свои переживания, но еще не готовы сопоставить их с реальными проблемами действительности, понять и принять интерпретации ведущего. Его вмешательство должно быть очень осторожным, помогающим ощутить чувство безопасности и доверия к группе, чтобы дать ее членам возможность самораскрытия.
Б. Оценка актуальных поведенческих стратегий и ресурсов участников.
Тренер сосредоточивает внимание на взаимоотношениях участников, выявляет их личностные ресурсы и формы поведения. Он делает наблюдения, которые могут помочь в дальнейшей работе, проясняет, какие проблемы существуют у участников, какие способы поведения могут помочь или помешать их разрешению и какие из имеющихся возможностей следует для этого актуализировать. Это осуществляется при помощи специальных психопрофилактических технологий, которые дают возможность участникам оказаться в позиции другого человека: ребенка, педагога, родителя, подростка, употребляющего наркотики и т.п. При режиссировании этих ролей и в процессе их проигрывания членами тренинговой группы ведущий задает участникам уточняющие вопросы о возникающих у них чувствах и ощущениях. Предпринимаемые действия направлены на то, чтобы приблизить их к осознанию ресурсов своей личности, окружающей социальной среды и форм собственного поведения, а также показать им связь между неэффективными стратегиями поведения и употреблением наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ. Этот этап является «мощным прыжком» из состояния регрессии к прогрессивному эмоциональному и поведенческому развитию, переходом от неосознанных форм поведения к их осознанию.
В. Воссоединение с «внутренним ребенком».
На данном этапе тренер должен особенно внимательно следить за процессами, происходящими в группе. Участники уже открыто обсуждают реальные проблемы и трудности, делятся чувствами по поводу происходящего. Детские ощущения и переживания вновь переживаются ими, но уже из состояния «здесь и теперь» — в ситуации социальной поддержки, взаимопонимания, бережного отношения к себе и к другим членам группы. Переживания могут вызывать у участников очень бурные реакции: слезы, агрессию по отношению к ведущему и другим членам группы, признание собственной беспомощности или, наоборот, — смех, отрицание собственных проблем.
Тренинг помогает участникам увидеть себя «со стороны», получить обратную связь от окружающих, осознать возможности выхода из кризисных ситуаций.
3. Осознание собственных стратегий поведения и ресурсов.
На этом этапе происходит более полное осознание участниками собственных проблем, трудностей и возможностей их разрешения. Участники вплотную подходят к пониманию себя, начинают оценивать свое поведение с разных позиций, «я могу», «я не могу», отношение к своим ошибкам, к еще недостаточной ресурсной состоятельности. Происходит переосмысление системы взаимоотношений с окружающими, начинается поиск новых паттернов поведения.
4. Переосмысление и модификация стратегий поведения и ресурсов.
Участники тренинга переосмысливают свои поведенческие стратегии, ищут новые, более адаптивные формы поведения; составляют планы на будущие изменения, которые закрепляются при помощи проведения ролевых игр. Задача ведущего — поддержать у участников мотивацию на изменения, сделать акцент на возможном использовании в жизни имеющихся у них ресурсов. Чтобы добиться этого, ведущий активизирует социально поддерживающую атмосферу в группе для получения участниками позитивной обратной связи со стороны друг друга. В результате они начинают использовать и развивать позитивные аспекты своей личности. Выявляется группа лидеров, желающих участвовать в дальнейшей профилактической работе.
5. Систематизация происходящих изменений и полученных знаний.
В конце тренинга ведущий помогает участникам обобщить весь опыт, полученный на занятиях, и систематизировать его. Он еще раз проводит параллели между проблемами, возникающими в жизни, неэффективными стратегиями их разрешения и возникновением зависимости от психоактивных веществ, мотивирует участников тренинга на использование имеющихся у них ресурсов, создание у себя в семье и коллективе системы социально поддерживающих отношений.
Тренер обсуждает с участниками планы на будущее, закрепляет тенденции к изменениям, помогает смоделировать жизненные ситуации, в которых группа смогла бы использовать и закрепить полученные знания и применить новые формы поведения, выясняет удовлетворенность работой.