Вторичная профилактика алкоголизма, как правило, проводится с детьми и подростками уже употребляющими их, но еще не имеющими сформированного заболевания или статуса больного. Обычно контингент вторичной профилактики имеет выраженные поведенческие расстройства или, по крайней мере, симптомокомплекс, проявляющийся рядом поведенческих отклонений, связанных с употреблением психоактивных веществ. Этиология этих расстройств может быть различна. Иногда их причиной является врожденная или приобретенная психическая патология (и тогда эти расстройства могут проявляться достаточно рано — в 6 —7 лет) либо психосоциальная дезадаптация, связанная с нарушенным воспитанием, проблемами в семье, психическими травмами или насилием, перенесенным в детстве и подростковом возрасте (тогда эти расстройства могут проявиться в более старшем возрасте — пубертате).
Важно одно: как правило, они никогда не бывают моносимптомными и не могут рассматриваться как проблема сугубо наркологическая. Скорее всего, в рамках вторичной профилактики алкоголизма мы сталкиваемся с психолого-психиатрическими проблемами развития ребенка и подростка.
Чаще всего специалист, занимающийся вторичной профилактикой, сталкивается с целым комплексом проблем.
1. Индивидуальные характеристики:
— низкий уровень навыков вербального общения;
— поведенческие стратегии, связанные с антисоциальными формами поведения;
— психопатологические симптомы (единичные или в комплексе).
2. Семейные характеристики:
— низкий уровень родительского мониторинга;
— неэффективные и неадекватные дисциплинарные меры;
— недостаток тепла и эмоциональной поддержки во внутрисемейных отношениях;
— родительские проблемы — злоупотребление алкоголем, наркотиками, психопатологические состояния, криминальность и др.
3. Характеристики взаимоотношений со сверстниками:
— сверстники с асоциальным, девиантным поведением или наркотизирующиеся ;
— слабые навыки межличностного взаимодействия со сверстниками, низкий уровень социальной компетентности.
4. Характеристики, связанные со школой:
— плохая успеваемость;
— пропуски занятий;
— слабая ответственность по отношению к школьным заданиям и обязательствам;
— слабая структурированность и хаотичность связей с социальной средой.
При проведении вторичной профилактики необходимо соблюдать следующие задачи.
1. Основной задачей является идентификация проблем ребенка или подростка и их связи с психологическим контекстом социальных систем, в которых он развивается и с которыми взаимодействует.
2. Терапевтический контакт с ребенком должен быть позитивным, основанным на осознании и развитии его личностных и средовых ресурсов, использовании систематической стратегии формирования и усиления мотивации на изменение поведения.
3. Психотерапевтическая работа включает развитие у членов семьи ответственного поведения и уменьшение безответственности. В данном контексте ответственное поведение понимается как ответственность не только за ребенка, но и за собственное поведение, изменение и развитие.
4. Работа всегда основывается на эмоциональной и социальной поддержке ребенка, сочетающейся с идентификацией проблем и их терапией.
5. Терапевтические действия всегда соответствуют, а не противоречат возрастным потребностям ребенка или подростка.
6. При терапевтическом воздействии всегда оценивается его эффективность с точки зрения многоаспектных изменений. Это необходимо для того, чтобы определить сферы, в которых произошло улучшение, и барьеры, препятствующие позитивным изменениям, с целью наиболее успешной терапии.
7. Вторичная профилактика зависимости от алкоголя — всегда длительный и непрерывный процесс изменений, следующих за друг другом- включает в себя работу с личностью ребенка, его семьей и социальной средой в целом.
Возможно ли выздоровление в случаях зависимости от алкоголя? Возможно. Но это длительный процесс, длиною во всю жизнь. Он, разумеется, предусматривает специфическое медикаментозное лечение, связанное с необходимостью детоксикации и купирования психопатологических симптомов и синдромов, определенное психотерапевтическое воздействие, медицинскую и социальную реабилитацию, но самое главное — он связан с психологией преодоления болезни.
Человеку, зависимому от алкоголя, очень важно осознать процесс развития его болезни и понять, что ему необходимо делать, чтобы идти по пути выздоровления, как накапливается опыт выздоровления, как пройти этот путь.
Основная ошибка зависимых от алкоголя — желание немедленно получить результат. Человек должен сам осознанно продвигаться к здоровью, изменить свое мышление и представление о жизни и о мире, обучаться навыкам здорового поведения и жизни в обществе. Если зависимый человек не приходит к пониманию необходимости изменений своего мышления и стиля жизни, лечение не будет удачным.
Так как зависимость является комплексной — личностной, организменной, психологической и социальной — проблемой, лечение — это работа во всех этих областях. Именно в них возникают определенные обстоятельства, которые могут привести к срыву и возвращению к прежней болезни, изменениям поведения и жизненного стиля, препятствующим выздоровлению.
Тип лечения зависит от:
— актуальных физических, психологических и социальных проблем;
— стадии и типа зависимости;
— стадии и типа выздоровления;
— личностных особенностей и социальных навыков;
— других социальных факторов, которые могли бы быть причиной стресса.